Правильный уход за велосипедом – ключ к бесконечному удовольствию от катания
Уход за «железным конем» для любого велосипедиста является неотъемлемой частью получения удовольствия от своего велосипеда. Но далеко не все знают, что же стоит делать самому, а что стоит доверить профессионалам. Такие вещи, как техническое обслуживание велосипедной вилки имеют множество нюансов, поэтому не стоит пытаться самостоятельно решить проблему. Лучше доверить это занятие механику-специалисту. Но многое каждый велосипедист может сделать самостоятельно. Как правильно обслуживать ту или иную вело деталь мы и расскажем в этой статье.
Трансмиссия
Пожалуй, самой важной велозапчастью велосипеда является трансмиссия и привод. Трансмиссия (передний и задний переключатели, манетки, кассета (либо трещотка) и передние ведущие звезды) требует четкой настройки, потому что именно трансмиссия позволяет подбирать подходящую передачу при движении.
Первое, что следует сделать при покупке велосипеда – ограничить диапазон работы переднего и заднего переключателей, чтобы цепь не слетала со звезд, а задний переключатель не мог случайно застрять в спицах заднего колеса. Если это не так – обратитесь к продавцу, и он поможет вам с настройкой. Вторая важная настройка – положение переключателя с цепью над звездами. Передачи должны «щелкаться» четко, попадая на нужную звезду. Настраиваются переключатели в связке с манетками, так как именно последние управляют этим процессом и показывают, какое передаточное соотношение сейчас у вас включено. Проблема в том, что приводные тросики имеют тенденцию растягиваться в процессе катания. Конечно, при первом Техническом Осмотре (ТО) в мастерской механики все настроят, но в дальнейшем вам самим придется следить за трансмиссией. На многих современным манетках и переключателях есть специальные винты, с помощью которых и производится точная регулировка переключения. Они снабжены пластиковыми накладками, для того, чтобы это можно было делать без инструмента. А с помощью винтов на манетках такую подстройку можно делать прямо на ходу.
Амортизационная вилка и задний амортизатор
Эти две вещи отвечают за то, насколько комфортно вы будете себя чувствовать на велосипеде, а так же за то, насколько хорошо подвеска вашего горного велосипеда будет справляться с неровностями и ухабами дороги. Оба этих элемента должны находиться в наилучшем состоянии. Их чистота влияет не только на работу, но и на долгосрочность службы. Так вилка, за которой правильно ухаживают, прослужит как минимум в три раза дольше, нежели та, уход за которой не производится. Кроме того, и амортизатору и вилке нужно делать технический осмотр и обслуживание у механика-специалиста. Он почистит все внутренние механизмы, смажет сальники, поменяет масло (если конструкция вилки предусматривает его наличие). Что может сделать сам велосипедист… Самое важное – поддерживать чистоту вилки. Для этого нужно запастись мягкой тряпочкой и специальной смазкой для ног вилки.
После каждого катания следует аккуратно (чтобы не поцарапать поверхность) вытирать грязь и пыль тряпочкой а потом смазывать ноги вилки специальной смазкой. Покрытие ног многих вилок позволяет вместо специальных смазок использовать силиконовую смазку в спрее. Ее следует распылять по всей площади ноги, после чего следует, не продавливая вилку, дать смазке подсохнуть. Это создаст полимерную защитную пленку на поверхности ног, а так же снизит трение между сальниками и ногами вилки. Все вышеперечисленное можно отнести к амортизатору, пружинный он или воздушный, с тем отличием, что брызгать смазку надо на шток амортизатора. Кроме того, если ваши вилка или амортизатор имеют воздушные подкачки или работают благодаря воздуху, следует периодически проверять давление. Так, например, в амортизаторе Fox DHX 4.0 должно быть давление не менее 75 psi (примерно 5 атмосфер), иначе масло попадает в воздушную камеру, и амортизатор перестает работать.
Подвеска
Подвеска велосипеда (только у двухподвесных велосипедов) – сложная вело деталь, задача которого не только нести на себе велосипедиста, но и обеспечивать хороший контакт заднего колеса с дорогой. В любом, «правильном» двухподвесе рычаги подвески скрепляются между собой с помощью подшипников. А неработоспособный подшипник способен не только ухудшить работу всей подвески, но, даже, и разрушить конструкцию. Поэтому необходимо периодически проверять состояние подшипников. Самый простой способ проверить состояние подшитпников – проверить наличие люфтов. Для этого следует взяться одной рукой за сиденье велосипеда, а другой за заднюю часть заднего колеса и приложить усилие (подвигать вправо влево) поперек рамы. Если люфт есть – следует обратиться в мастерскую, что бы вам заменили или обслужили подшипники. А вот в системе I-Drive конструкция позволяет самостоятельно с помощью кареточного ключа поджать подвеску за пять минут.
Цепь
Цепь велосипеда – то, что приводит в движение ваш велосипед. И Состояние цепи сильно влияет на то, насколько четко переключаются передачи. Сильно изношенная цепь может привести к проскакиванию по звездам, ускорение износа кассеты и ведущих звезд и роликов переключателя. Кроме того, звук не смазанной цепи не только раздражает, но и портит удовольствие от катания. Для смазки цепи не стоит использовать обычное машинное масло, следует запастись специальной смазкой. Во-первых, она меньше пачкается, нежели машинное масло, во вторых проникает туда, где она больше всего нужна – внутрь соединений звеньев цепи, да и очистить цепь от специальной смазки в разы легче.
Смазывать цепь необходимо по мере надобности, определить легко: несмазанная цепь начинает сначала просто шуметь, а потом и скрежетать. Кроме того, цепи так же как и тросики растягиваются в процессе катания. Поэтому многие продвинутые велосипедисты используют несколько цепей, меняя их раз в 500-700 километров. Эта замена дает цепи «отдохнуть» - в ней постепенно выравниваются внутренние напряжения и цепь становиться устойчивей к растяжению. Для быстрой замены цепи следует обзавестись специальными легкоразъемными замками (велозапчасти в Минске).
Колеса
На колесах держится все: и рама, и подвеска, и Вы сами - поэтому их состояние очень важно. Во-первых, в колесных втулках не должно быть люфтов, а подшипники должны быть смазаны. А поскольку обслужить втулки сможет не каждый, вам остается только следить за ними и периодически приносить механику на обслуживание. Натяжение спиц так же важно, именно из-за плохо натянутых спиц могут самопроизвольно появиться восьмерки на ободах, а плохо натянутые спицы не только «съедают» ваши силы при педалировании, но и могут не выдержать наезда на неожиданное препятствие.
Хорошо натянутые спицы должны звенеть, если по ним ударить пальцем. А болтающаяся спица требует срочной подтяжки, а иногда и вовсе замены. Спицовка колес – сложное занятие с множеством тонкостей, а механик, не умеющий спицевать колеса, никогда не заслужит признания.
Поэтому неисправное колесо следует показать механику для оценки состояния и исправления дефекта. Покрышки же велосипеда следует накачивать немного ниже, чем указано на ее боковине, за исключением, когда надо увеличить пятно контакта. А вот недокачаная или перекачанная покрышка может попросту слететь с обода, что во время движения недопустимо. Кроме того, хранение велосипеда длительное время (более месяца), в вертикальном положении на колесах, вредно для покрышки. Она деформируется, и могут появиться нежелательные биения. Поэтому колеса хранящегося велосипеда следует периодически поворачивать и проверять давление в камерах.
Итак, вы соблюдаете все правила ухода за велосипедом – JUST GO AND RIDE!