Каталог

Велосипеды LTD - преимущества на пальцах. Раздел 4 – Тормозная система.

15.04.2016

РАЗДЕЛ 4 - Тормозная система.

На протяжении последних лет велосипеды LTD неизменно пользуются успехом, являясь образцом удачного сочетания надежности, продуманной комплектации, яркого дизайна и доступной цены.

В первом разделе мы детально рассмотрели рамы велосипедов LTD и убедились в том, что они абсолютно не уступают, а по некоторым характеристикам даже превосходят аналоги у “раскрученных” брендов. Во втором и третьем разделах - пришли к выводу, что за одинаковую цену велосипеды LTD оснащены амортизационной вилкой и компонентами трансмиссии уровнем выше чем модели именитых производителей.

Сегодня предметом нашего рассмотрения станет важный и дорогостоящий компонент горного велосипеда, от которого напрямую зависит ваша безопасность – тормозная система.

1. Немного теории.

1.1. Устройство и типы тормозных систем велосипеда.

1.2 Сравнение различных типов тормозных систем.

1.3. Производители тормозных систем велосипеда.

2. Сравнительный обзор велосипедов LTD и их ценовых аналогов.

2.1. LTD Rocco 40.

2.2. LTD Rocco 60.

2.3. LTD Gravity 60.

1. Немного теории.

1.1. Устройство и типы тормозных систем велосипеда.

Тормоз велосипеда (Bicycle brake) — устройство, предназначенное для снижения скорости или остановки велосипеда.

Основными параметрами тормозной системы являются ее мощность и модуляция. И если с мощностью в принципе все ясно, то второй термин требует некоторых разъяснений.

Модуляция – это способность тормозной системы изменять величину тормозного усилия, дозировать его в зависимости от силы нажатия на тормозную ручку.

Привод велосипедного тормоза может быть механическим или гидравлическим. Тормозные системы велосипедов в свою очередь делятся на три типа: ободные, дисковые и барабанные.

Механический (Mechanical) привод тормоза обеспечивает передачу усилия с ручки (педалей) на тормозные колодки с помощью тросика или цепи велосипеда (вращением педалей назад).

Гидравлический (Hydraulic) привод тормоза обеспечивает передачу усилия с ручки на тормозные колодки с помощью специальной жидкости.

Рассмотрим типы тормозных систем более детально.

a) Ободной тормоз (Rim brake) – тип тормозной системы, в которой усилие торможения передается на обод колеса с помощью двух колодок, прижимаемых к нему рычагами. Рычаги, в свою очередь, приводятся в действие ручкой тормоза через тросовый или гидравлический привод.

Тормозные колодки (Brake pads) – элементы тормозной системы, которые прижимаясь к ободу, тормозному диску или барабану, вызывают замедление вращения колеса и снижение скорости движения.

Среди ободных тормозов выделяют следующие разновидности:

V-brake (векторные тормоза, «вибрейки») – наиболее распространенная разновидность ободного тормоза, применяемая на недорогих горных, кроссовых, городских и некоторых других типах велосипедов.

Клещевые тормоза – разновидность, применяемая на шоссейных и дорожных велосипедах.

Кантилеверные тормоза – разновидность, применяемые на циклокроссовых, а также устаревших или «китайских» велосипедах.

Как видим, распространение получили ободные тормоза именно с механическим приводом. Гидравлический привод также используется, но гораздо реже в узкоспециализированных велосипедах для триала.

b) Дисковый тормоз (Disc brake) – тип тормозной системы, в которой усилие торможения передается на тормозной диск (ротор) с помощью двух колодок, прижимаемых к нему поршнями в калипере. Поршни, в свою очередь, приводятся в действие ручкой тормоза через тросовый или гидравлический привод.

Ротор (Rotor)–тормозной диск, закрепленный на втулке велосипедного колеса.

Калипер (Caliper) – часть дискового тормоза, содержащая в себе 2 колодки и механизм их прижатия к ротору.

В отличие от ободных, в дисковом типе тормозов распространение получил как механический, так и гидравлический привод.

c) Барабанный тормоз (Coaster brake) –тип тормозной системы, в которой усилие торможения передается с помощью колодок на внутреннюю поверхность втулки заднего колеса. Торможение производится путем вращения педалей назад.

На практике в современных горных велосипедах распространение получили ободные тормоза с механическим приводом типа V-brake и дисковые с механическим или гидравлическим приводом. Именно их мы и будем рассматривать далее.

1.2 Сравнение различных типов тормозных систем.

Ободные тормоза с механическим приводом типа V-brake.

В последнее время спектр применения тормозов V-brake ощутимо сузился. Они традиционно устанавливаются на ситибайки и гибриды, а на горных велосипедах их можно встретить лишь на прогулочных моделях.

Несомненным преимуществом «вибрейков» является низкая цена самого тормоза, запчастей и колодок, а также минимальная стоимость обслуживания. В список достоинств также можно отнести их вес и унификацию конструкции - ручки, тормоза и колодки разных фирм совместимы между собой. Вдаваясь в технические детали, можно также отметить малую нагрузку этих тормозов на спицы колеса и вилку велосипеда.

К сожалению, и недостатков у этого типа тормозов достаточно. Самый весомый – это низкая мощность и отсутствие модуляции. Вдобавок при намокании или загрязнении обода качество торможения резко снижается, а появление даже небольших «восьмерок» на колесе неизбежно приводит к затиранию. Добавьте сюда быстрый износ ободов и колодок, необходимость частой подстройки, и станет понятно почему «вибрейки» так быстро сдают позиции, уступая место дисковым тормозам.

Дисковые тормоза с механическим приводом.

Сегодня все большее количество горных велосипедов среднего уровня оборудуется дисковыми тормозами.

Вне зависимости от типа привода основными преимуществами дисковых тормозов перед «вибрейками» является более высокая мощность торможения, наличие модуляции и отсутствие износа ободов. Также явным плюсом дискового тормоза является его полное равнодушие к восьмеркам, намоканию и загрязнению обода колеса.

Рассматривая непосредственно механический дисковый тормоз, к их достоинствам можно отнести сравнительно простую конструкцию и совместимость ручек с калиперами разных производителей, что положительно сказывается на стоимости обслуживания и ремонта.

Общим недостатком механических и гидравлических дисковых тормозов является их более высокая цена по сравнению с ободными, больший вес и повышенная нагрузка на вилку, втулку и спицы колеса.

Самым серьезным недостатком механического дискового тормоза является его невнятная модуляция, обусловленная растяжением тросового привода и лишь одной подвижной колодкой.

Дисковые тормоза с гидравлическим приводом.

Благодаря появлению качественных и доступных моделей дисковых гидравлических тормозов, они из разряда профессионального оборудования, распространились и на модели горных велосипедов среднего уровня.

Как следует из названия, в них вместо тросика используется гидравлический привод колодок. Благодаря отсутствию трения между тросиком и «рубашкой» (оплеткой) требуемое усилие на ручке минимально. Вдобавок за счет несжимаемости жидкости такие тормоза имеют отличную модуляцию, а особенности гидравлической системы позволяют получить огромный запас мощности. Таким образом использование гидравлического привода позволяет сочетать в себе все преимущества дисковых тормозов, и одновременно исключить основной недостаток дисковой механики – плохую модуляцию.

Помимо стандартных недостатков дисковых тормозов, о которых мы говорили ранее, основным минусом дисковой гидравлики является ее относительно высокая стоимость и немногим более сложное обслуживание. Вдобавок ручка и калипер в такой системе является одним целым, поэтому говорить о совместимости между элементами тормозов разных производителей не приходится.

По типу тормозной жидкости тормоза с гидравлическим приводом делятся на два типа – работающие на тормозной жидкости DOT (SRAM) и на специальном минеральном масле (Shimano, Tektro). Оба варианта имеют незначительные достоинства и недостатки, однако однозначно рекомендовать какой-то один тип нельзя.

1.3. Производители тормозных систем велосипеда.

Крупнейшими в мире производителями велосипедных компонентов и в частности тормозных систем является японская компания Shimano и американский концерн SRAM, также предлагавший свои тормоза под торговой маркой Avid.

Рассматривая модельные линейки известных брендов, можно заметить, что на дорогие продвинутые велосипеды также устанавливаются тормоза Magura, Formula, Hope. Это велосипеды и компоненты, предназначенные для активной езды по сложному рельефу и гонок, которые выходят за рамки этого обзора.

Модели велосипедов среднего уровня чаще всего оснащаются тормозами Tektro. Согласно общепризнанному мнению специалистов, именно они являются оптимальными по соотношению цена-качество в этом сегменте. Несколько реже используются более бюджетные тормоза Promax. Иногда устанавливаются неплохие тормоза Bengal, которые скрываются под логотипом производителя велосипеда (например, Cannondale Helix).

2. Сравнительный обзор велосипедов LTD и их ценовых аналогов.

Теперь, когда мы разобрались с типами велосипедных тормозов и их производителями, сравним на практике несколько моделей велосипедов LTD с их ценовыми аналогами от «раскрученных» брендов.

2.1. LTD Rocco 40.

Данный велосипед предназначен в первую очередь для фитнеса и прогулочного катания по грунтовым дорогам, тропинкам и пересеченной местности. В то же время он оборудован более эффективными в сравнении с ободными «вибрейками» механическими дисковыми тормозами TEKTRO MD-280, которые приводятся в действие тормозными ручками-моноблоками Shimano ST-EF51.

Рассмотрим ближайших ценовых конкурентов модели Rocco 40.

K***H*****X2:

Тормоза: ободные Tektro V-Brake.

Тормозныеручки: Shimano ST-EF41.


F***s R***n Rookie 1.0 21G:

Тормоза: ободные Promax V-brake.

Тормозныеручки: Shimano ST-EF41.


G***t R***l Street 2:

Тормоза: ободные V-brake.

Тормозныеручки: Shimano ST-EF40.

Как видим, на ценовых аналогах модели Rocco 40 Disc в подавляющем большинстве случаев установлены «вибрейки» против механических дисковых тормозов на велосипеде LTD.

Тормоза велосипеда – это тот компонент, от которого в первую очередь зависит безопасность при езде. Соответственно даже при прогулочном катании дисковые тормоза, способные обеспечить эффективное торможение в любых условиях, лишними не будут.

2.2. LTDRocco 60.

Активное катание на велосипеде требует эффективного и предсказуемого торможения, поэтому велосипед LTD Rocco 60 оборудован одними из лучших тормозов среднего класса – дисковой гидравликой TEKTRO HD-290.

Рассмотрим близкие по цене модели известных брендов.

K***H*****X4:

Тормоза: механические дисковые TEKTRO MD-M500.

Тормозныеручки: Shimano ST-EF51.


S*****d H*****k:

Тормоза: ободные Alloy V-brake.

Тормозныеручки: Shimano ST-EF51.


GT A*****r 2.0 Disc:

Тормоза: механические дисковые Promax DSK-310.

Тормозныеручки: Shimano ST-EF51.

Таким образом, при сравнении велосипеда Rocco 60 с моделями известных брендов данной ценовой категории, легко заметить, что последние оборудованы более простыми тормозными системами.

2.3. LTD Gravity 60.

Использование самого нового стандарта колес, 24-скоростная трансмиссия и лучшая вилка в своем классе выдают спортивную направленность этого велосипеда. Полностью соответствуют этому предназначению и установленные на LTD Gravity 60 гидравлические дисковые тормоза TEKTRO HD-290, способные обеспечить эффективное и точное торможение.

Рассмотрим несколько ценовых аналогов данной модели от именитых брендов.

GT A*****Comp:

Тормоза: механические дисковые Tektro MD-M300.

Тормозныеручки: Shimano ST-EF51.


M*****e S*****k Comp:

Тормоза: механические дисковые Mongoose.

Тормозные ручки: Shimano ST-EF51.


S***t A***t 770:

Тормоза: механические дисковые Tektro SCM-02.

Тормозныеручки: Shimano ST-EF41.

В этом сравнении также видно явное преимущество тормозной системы, установленной на велосипед LTD.

В целом проведенное сравнение большого количества велосипедов позволяет сделать полностью обоснованный вывод, что аналогичные по цене модели известных брендов, оборудованы более простыми тормозными системами в сравнении с велосипедами LTD.

Основное преимущество велосипедов LTD в том, что за одинаковую стоимость вы получаете велосипед на аналогичной раме, но при этом установленное оборудование будет ощутимо выше, чем у разрекламированных брендов.