Каталог

Первому советскому велосипеду стукнуло 85.

Первому советскому велосипеду исполнилось 85 лет. Выпускать его начали на Харьковском велозаводе, тогда запчасти покупали в Англии, расплачиваясь золотом. В середине 20 века харьковские конструкторы создали собственную модель. За полвека с конвейера сошли сотни видов двухколесных машин - от детских - до элитных спортивных, на которых ставили мировые рекорды.


В 1915 году Рижский завод Лейтнера эвакуировался в Харьков. После революции и первой мировой войны на его базе развернули производство велосипедов. Вот он - первый советский велосипед «Украина», неказистый и крепкий, пишут Подробности.


«По прочности, если он столкнется с нашей техникой, с троллейбусом, то троллейбус пострадает скорее, чем сам велосипед. Настолько прочность его хороша», - рассказал Виктор Смигунов, бывший начальник лаборатории эстетики Харьковского велозавода.


Энтузиазм 20-х сменился кропотливой работой ученых-конструкторов в 50-х. Илья Бергман на этом заводе с юных лет. Сначала приходил к отцу посмотреть как собирают двухколесные машины. Потом вырос и стал спортсменом-велосипедистом, а позже - конструктором. Он создал десятки моделей. Вспоминает, как перед московской Олимпиадой инженеры разработали собственный спортивный велосипед для сборной Союза. Впервые - полностью из отечественных деталей.


«Уже вот она, Олимпиада-80. И мы начали делать велосипеды, а фирма «Рено» эти трубки не захотела нам продавать. Ну я убеждаю делать из своих труб. Все накинулись на это дело. И решили. И мы сделали из наших труб велосипеды «Москва-80». И они до сих пор ездят», - рассказал Илья Бергман, бывший конструктор КБ «Велостроения».


Впоследствии этот элитный спортивный велосипед назвали «Тахион». На нем ставили мировые рекорды, а стоил он почти как автомобиль - 4 тысячи рублей. Были разные модели для шахтеров, для почты и для продавцов мороженого. Закончилась конструкторская эра веломобилями и титановым велосипедом. Доверили мастерам даже суперсекретный проект - колеса для первого советского лунохода.


Современные любители старых велосипедов создали собственную субкультуру. В шутку называют себя крокодиловодами. Покупают и ремонтируют старенькие «Украины» и «Старты». Получается и надежнее, и дешевле импортных.


«В принципе, здесь из современного, наверное, только обода. Ну и цепь тоже современная. Педали - там звездочки, вилка - все остальное, включая руль и тормоза, это вот старое советское», - отметил программист и «по совместительству» Михаил Калужинов.


Но с каждым годом велосипедов выпускают все меньше. Завод не выдерживает конкуренции с китайским производством.


Желающих пересесть на велосипед становится все больше. Но отправиться в путешествие по городским магистралям отважится не каждый. Дороги мегаполисов для велосипедистов не приспособлены.


источник: www.ura-inform.com