Каталог

Обзор видов велосипедов

Городские велосипеды

Городские велосипеды предназначены для неторопливого и удобного передвижения по городу. Главное отличительное качество этих велосипедов – комфортность, безопасность и простота обслуживания. За счет того, что все быстроизнашевыемые механизмы защищены от грязи, такие велосипеды не требуют частого обслуживания. Велосипеды не предназначены для езды по бездорожью или для длительных поездок. Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло, может быть установлено на амортизационном подседельном штыре, что заметно увеличивает комфорт при езде. Характерные черты городского велосипеда - это следующие велоаксессуары: ножные тормоза, несъемные грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник. Реже – подножка, зеркала заднего вида, корзина и др. Иногда уже в заводской комплектации установлено электрооборудование. Современные городские велосипеды обычно комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач. Все эти характерные черты придают дополнительное удобства для городской езды с частыми остановками.

Растабайк: чопперы и круизеры

К классу городских велосипедов относятся и так называемые круизеры и чопперы – велосипеды с характерной вытянутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем, перенесенным центром тяжести, который в отличие от спортивных велосипедов, приходится не на руки или плечи, а на сидение.

В сочетании с удобной посадкой такая конструкция делает велосипед максимально удобным. Подобные велосипеды не предназначены для тех, кто любит скорость или умопомрачительные трюки. Это велосипед для любителей всего спокойного, размеренного и комфортного. Круизером называется велосипед потому, что он предназначен для неторопливого катания по городу — своеобразного круиза, а чоппером из-за сходства с мотоциклом. Таким образом, если Вы хотите не только с комфортом покататься, но и добавить немного позитива в ставшую привычной городскую жизнь, растабайк (чоппер или круизер) — это Ваш выбор.





Шоссейные велосипеды

Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Визитная карточка шоссейного велосипеда – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть самыми различными: хорошая хромомолибденовая сталь, алюминиевые или титановые сплавы, композитные материалы. Дополняет раму жесткая вилка, которая также может быть выполнена из любых перечисленных выше материалов.

Колеса, как правило, 28'' с очень узкими шинами (18-28 мм). Почти на всех современных шоссейных велосипедах устанавливаются шины высокого давления.

По гладкому асфальту на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден существенно снизить скорость.

В сравнении с городским или горным велосипедом, цена на шоссейный велосипед высока. Шоссейный велосипед требует дорогого и квалифицированного обслуживания.

Стоит упомянуть велосипеды для триатлона, которые являются разновидностью шоссейных велосипедов, они обладают несколько измененной геометрией рамы, иногда разным диаметром колес.

Горные велосипеды (MTB, ATB, mountain bike, all-terrain bike)

На горных велосипедах можно ездить по неровным дорогам, по горкам. Они часто имеют большое количество скоростей, широкие шины, мощные колеса, амортизационную вилку. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.



По конструктивным особенностям амортизации колес горные велосипеды делятся на ригиды (rigid) – без амортизации, хардтейлы (hardtail) – с амортизационной вилкой и двухподвесные байки (full-suspension) – с амортизационной вилкой и задней подвеской. Изредка встречаются так называемые софттейлы (softtail) – байки с амортизационной вилкой и специальной конструкцией перьев заднего треугольника рамы, обеспечивающей незначительную амортизацию заднего колеса.

По назначению маунтинбайки делятся на байки для даунхилла, фрирайда, кросскантри, фристайла, дерта и обычные горные велосипеды – байки «общего назначения».


Большую часть недорогих и средних по цене MTB составляют «велосипеды общего назначения» (all terrain AТВ), т. е. неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам и бездорожью. Это именно то, что нужно большинству катающихся по различным дорогам, но не спортсменам и не любителям попрыгать. Чаще всего, хотя и не обязательно, это хардтейлы, обеспечивающие относительно высокую или среднюю по высоте посадку, которая не будет чрезмерно нагружать руки. Производитель нередко устанавливает на велосипеды этого типа не внедорожную резину, а полуслики. Так же часто есть возможность установить всевозможные дополнительные велоаксессуары: крылья, багажники и прочее. Иногда встречаются модели с низкими («женскими») рамами. Примером могут служить велосипеды GT серии Agressor.

С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.


Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH) представляют собой двухподвесные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними подвесками с ходом до 200-240 мм. Для моделей этого типа обязательно наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам. Заезды производятся исключительно вниз под гору, поэтому чаще всего присутствует лишь одна большая ведущая звезда. Вес велосипеда достигает 20 и более килограмм. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору крайне неудобно. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость таких велосипедов. Пример – Scott High Octane. В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.

Промежуточным вариантом между байком для даунхилла и обычным горным велосипедом, можно считать велосипед для фрирайда (freeride, FR). Обычно фрирайдные велосипеды похожи на даунхилльные, но уже приспособлены для езды не только вниз с горы. Т. е. они весят поменьше, комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог. Примером может служить Scott Nitrous и вся серия Ransom.


Кроме того, у некоторых производителей можно встретить такой подтип байков, как бэккантри (backcountry) – еще более облегченная версия велосипедов, по сравнению с фрирайдными, но более прочная, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Бэккантри байк может быть хардтейлом или двухподвесом. К этому подтипу MТB можно отнести и велосипеды для внедорожных марафонов, например, Scott Spark – самый легкий двухподвесный байк с ходом подвески около 120 мм.


К классу горных велосипедов можно отнести и велосипеды специально разработанные для путешествий. Кроме того, сейчас выпускаются и горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми покрышками. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy или Scott Sub. Дертовый велосипед (Dirt MTB) – MTB с очень низкими усиленными рамами, мощными колесами и широченной резиной (до 3"). Основное предназначение – дерт, фристайл, стрит. Характерный представитель – Scott серии Voltage.


Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Материалом рамы может быть обычная хромомолибденовая сталь, алюминиевые или титановые сплавы, углепластик (карбон). Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Колеса 26'' (559 мм), с прочными, обычно двустенными, ободами и мощными шинами с развитым протектором.

Манетки всегда располагаются на руле, так что переключать передачи можно не отрывая от него рук, что особенно важно на плохих дорогах. В настоящее время горные велосипеды оборудутся 21-27 передачами, которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Их хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.

Тормозная система горного велосипеда может быть укомплектована ободными тормозами консольного типа, обеспечивающими большие зазоры между тормозными рычагами и шинами, или дисковыми тормозами.

Горный велосипед – один из самых универсальных типов велосипедов, хотя лучше всего приспособлен для движения вне асфальтовых шоссе. На данный момент это и самый «модный» велосипед.

Гибрид

Все вышеперечисленные велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.

Один из таких велосипедов – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.

Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме, обычно изготовленной из стальных или алюминиевых труб. Геометрия лучше приспособлена для движения по шоссе. В последнее время большинство гибридных велосипедов оборудуются короткоходными амортизационными вилками с ходом 40-60 мм.


Встречаются модели даже с амортизационной подвеской заднего колеса, причем, сконструированной так, что на велосипед можно смело устанавливать практически любые велоаксессуары.

Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28'', 622 мм). Они могут быть собраны на двустенных ободах и шинах шириной до 44 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Седло иногда устанавливается на амортизированный подседельный штырь, а вынос руля регулируется по высоте. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда.

Багажник, грязевые щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут отсутствовать (cross bike) – обычно это гибриды со спортивным уклоном, и входить в заводскую комплектацию велосипеда (trekking bike) – прогулочные велосипеды. Некоторые компании, напрмер Scott и Marin, выпускают серию шоссейных гибридов, которые полностью оборудованны шоссейными приводами, жесткими вилками и узкими колесами – например, Scott Sportster. Фактически это шоссейные велосипеды с немного усиленными рамами и прямыми рулями.

Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет заметно лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме полного бездорожья. К тому же, за пару последних лет выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился.

Велосипед для триала и фристайла (BMX)

Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20" с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.


Складной велосипед (Folding bike)


Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или в метро. Годен для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния.

Иногда складные велосипеды бывают многоскоростными, что, впрочем, не очень улучшает их ходовые качества. Колеса, как правило, 20" или 24".

Главный недостаток всех складных велосипедов – очень большой вес рамы и плохой накат, обусловленный маленьким размером колес.



Детский велосипед (Kids bike)

Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные "аналоги" горных или шоссейных велосипедов.Из вышесказанного следует отметить, что существует большое количество разновидностей велосипедов, на которые они подразделяются согласно своему предназначению. Поэтому прежде чем покупать велосипед, Вам следует хорошо подумать о том, как Вы будете его использовать: ездить на работу или на дачу, кататься вечером в парке или гонять с крутых гор, а может быть – прыгать по бордюрам, скамейкам и т.д.


Главное – определиться в том, где и как вы собираетесь ездить.